- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие логики и логического мышления в научной литературе.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001123 |
Тема: | Понятие логики и логического мышления в научной литературе. |
Содержание
1.1.Понятие логики и логического мышления в научной литературе. Логика (от греч.) — «дисциплина о рассуждении», «идея», «мастерство размышления» раздел науки о формах, способах и правилах умственной обучающей деятельности, рассматриваемый с поддержкой логического языка. Так как данное познание принято умом, логика еще определяется как учение о формах и правилах строгого мышления. Так как познание оформляется в языке в форме размышления, общим случаем которого считается подтверждение и доказательство, логика порой определяется как учение о формах размышления либо учение о методах подтверждения и доказательства. Логика как дисциплина исследует методы получения истины в процессе постижения знания непосредственным путём, не из эмоционального эксперимента, а из сведений, приобретенных раньше, поэтому её также разрешено определить как учение о методах получения исходного знания [19] Исходное познание, приобретенное с содействием введения правил логики и способов закономерного мышления, — цель всякой логической операции, направленной на получение истины и использование приобретенного знания для наиболее углубленного знания явлений и событий окружающей среды. Важной предпосылкой возникновения логики считается значительное формирование умственной культуры еще в древности. Общество на том этапе становления не довольствуется имеющимся мифологическим толкованием действительности, пытается правильно разъяснить сущность явлений природы. Понемногу формируется порядок абстрактного, но совместно с тем убедительного и поочередного знания. Главными факторами развития логики стала необходимость в распространении в общественной практике функциональных и доказывающих способов выражения мнений в политической области, судебной сфере, коммерческих связах, воспитании, обучении и т.д. Логика как дисциплина появилась в недрах древнегреческой философии, для которой присущ значительный уровень разработанности философских задач. При проведении исследования явления человеческого знания (а это 1 из главных задач философии) пред философами возникла проблема о критериях верности умственных операций, то есть о том, какое познание разрешено оценивать верным. Как строгий порядок знаний логика как дисциплина появилась в IV веке до нашей эры в трудах известного древнегреческого философа Аристотеля. Логические труды Аристотеля: "Категории", "Об истолковании", "Топика" - были соединены его сторонниками под всеобщим наименованием "Органон", которое разрешено перевести как "приспособление" ("механизм") знания. В "Органоне" были помещены основы логики как науки, выражены существенные вопросы, разрешаемые в ней. Прежде всего, этот вопрос разработки теории верных (дедуктивных) размышлений, разрешающих из настоящих суждений обязательно приобретать подлинные результаты. Аристотелем была основана исторически 1-ая дедуктивная теория - силлогистика. Заслуживает упоминания работа сторонников мыслителя Декарта (1596—1650), которое именовалось: Lalogiqueoulartdepenser (1662). Данная логика, которая именуется логикой Port, которая, относится к так называемому внешнему течению. В Великобритании Бэкон (1561—1626) является основоположником особенного течения в логике, которое именуется индукционным, лучшими выразителями которого в сегодняшней логике считаются Д.С. Милль (1806—1873) и Л. Бэн (1818—1903). Эра античности определяется происхождением и инактивным развитием наук - арифметики, физики, астрономии, медицины, психологии и остальных. Возникла надобность осознать, чем выступает собой процесс знания и вообще интеллектуальная активность. При этом было осознание того, что сама умственная активность не может стать удачной и результативной при отсутствии осмысленного использования ее механизмов. Большинство ученых истории логики правильно подтверждают, что непосредственно ее появление было соединено с обширным увеличением в греческом окружении того времени умственных дискуссий и дебатов на очень абстрактные темы. В. Минто, к примеру, наблюдает, что закономерные трактаты Аристотеля "были назначены для улучшения его воспитанников в том особом искусстве, в котором хотел выделяться любой юный афинянин той эпохи, стремившийся к интеллектуальному превосходству... Вправду, данная логика была в собственных разных частях рядом руководств для исследования престижной тогда интеллектуальной забавы, - необычного вида дискуссий, дебатов, игры в реакции и ответы, настолько много демонстрированной в разговорах Платона и объединенной с именем Сократа" В. Минто. Дедуктивная и индуктивная логика. М., 1896. В нынешнем языке слово «логика» употребляется, как правило, в 3-х значениях: 1)для определения закономерностей и связей между явлениями или поступками людей в окружающем мире; в данном значении достаточно часто изъясняют о «логике фактов», «логике вещей», «логике событий», «логике национальных взаимоотношений», «логике политического спора» и т.д.; 2)для определения требовательности, очередности, закономерности процесса познания; в данном случае используется обороты: «логика мышления», «логика размышлений», «стальная логика размышлений», «в выводе пропадает логика» и др. 3)для указания особенного учения, которое исследует логические способы, операции с ними и правила познания. Традиционная логическая концепция далеко не абсолютна: главная её сущность выражается на особенном, сознательно сформированном для своих целей, языке, употребляет полное предметное мышление. В ней не полагается внедрение проверки прагматических погрешностей, ошибок нелинейностей применяемых систем отсчёта, смежных ошибок отображения, релятивизма соотношения и т. п. В результате чего принято полагать нормальным факт присутствия в её языке противоречий и априорных утверждений и т. п. Аналогично тому, как умение сообщать имелось ещё до происхождения науки грамматики, так и мастерство строго думать было задолго до учения логики. Логические операции: установление, классифицирование, подтверждение, доказательствои т.д. часто используются всяким человеком в его умственной активности бессознательно и с ошибками, кое-кто расположены считать личное мышление природным процессом, не требующим разбора и проверки больше, нежели, к примеру, дыхание или перемещение. Можно сделать вывод, что осознание - это речь. Истинное мышление никак не сближается к логической очередности. В ходе решения появляющихся проблем значимым является, обычно, всё: и очередность, и инстинкт, и чувства, и образное видение окружения, и прочее. Логика как дисциплина исследует способы постижения истины в ходе познания косвенным способом, никак не из чувственного опыта, а из сведений, приобретённых прежде, поэтому её еще можно обозначить как науку о методах приобретения исходного сведения. В каждой науке логика является одним из главных инструментов. Не считая философии, логика также считается подразделом арифметики. Понятие «логика» употребляется также в значениях «внутренняя регулярность, свойственная тем либо другим явлениям» или «верный, рациональный ход размышлений». Язык дает нашим размышлениям отчетливость, с его поддержкой идеи приобретает форму слова, предложения, и подобным образом она делается внятной всем людям. Язык выдвигается как непринужденная реальность идей; благодаря языку идея становится информацией, которая передается из поколения в поколение и подается ими в целях последующего применения. Одна из основных задач логики — установить, как подойти к выводу из положений (верное размышление) и приобрести подлинное сведение о предмете рассуждения, чтобы полнее понять аспекты рассматриваемого предмета идеи и его соотношениях с прочими аспектами анализируемого понятия. Главная цель (функция) логики постоянно оставалась устойчивой: изучение того, как из одних положений можно строить другие. При этом полагается, что вывод находится в зависимости только от способа взаимосвязи входящих в него положений и их структуры, а не от их точного содержимого. Исследуя, «что из чего вытекает», логика обнаруживает всеобщие либо, как говорят, внешние условия верного мышления. Сфера определенных потребностей логики значительно изменялась на протяжении её истории. С главный функцией логики тесно связано такое понятие как «логическое мышление». Безусловно, венцом становления и развития умственных действий человека считается его умение думать. Благодаря понятийному познанию человек безгранично распахнул пределы собственного существования, очерченные способностями интеллектуальных процессов более «низкого» уровня — чувства, понимание и отображение. Посредством познания человек узнает окружающую действительность во всем его разнообразии, свойствах и связах [18]. Логика исследует не точное содержание реальности, а идеи о ней, их строение, то, что считается всеобщим для идей данного вида, самостоятельно от их определенного содержания. Поэтому при исследовании логики для того, чтобы осмыслить сущность действия познания, характерное содержание форм и правил, необходимо уметь суммировать точные размышления, уметь оперировать принимаемыми формулами и схемами. Логика - внутренняя закономерность, характерная тем или иным явлениям; верный, рациональный ход размышлений. Познание логики помогает анализировать наши умозаключения, позволяет установить их очередность, согласованность, убедительность, и тем самым отличать верные суждения от ложных. Так как логика исследует характер связи мыслей в ходе размышления, имеются конкретные формальные и полные правила, соблюдение которых в обязательном порядке. Как правило эти правила именуют законами мышления. Под законом вообще понимают внутреннюю, нужную и важную связь событий. Цель законов логики — сконструировать исходные положения норм и советов, руководствуясь которым можно достигнуть истины. Следовательно, законы логики предполагают собой законы верного познания человека о мире, а никак не законы самого мира. В логике можно выдвинуть четыре главных закона, которые формулируют основные характеристики логического мышления. К таким законам причисляют: закон тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания. Они функционируют во всяком суждении, в какой бы логической форме оно ни проходило и какую бы закономерную операцию ни исполняло. 1) Закон тождества - идея (суждение) непременно должна быть одинакова (тождественна) самой себе. Данный закон воспрещает перепутывать и заменять мнения в рассуждении (т. е. применять одно и то же слово в различных значениях или давать одно и то же значение разным словам), образовывать двусмысленность, отклоняться от темы и т п. Когда отступаешь от закона тождества непреднамеренно, по неосведомлённости, тогда появляются элементарные логические погрешности; однако когда данный закон нарушается сознательно, с целью спутать собеседника и обосновать ему какую-нибудь ошибочную идею, тогда возникают не просто погрешности, а софизмы. 2) Закон непротиворечивости – это правило, соответственно которому не могут быть в то же время подлинными взаимно устраняющиеодин другого идеи: "В настоящее время дождь идет" и "В настоящее время дождь не идет". С точки зрения логики соединение подобных идей может быть только ошибочным, и ни в коем случае не подлинным. Как раз от его следования находится в зависимости начальная слаженность наших идей, продолжающая линию закона тождества на постоянство нашего познания. Логика определяет два вида противоречивости идей: а) Формальную противоречивость, которая наделена некоторой идеей и ее конкретным отрицанием: "Дождь идет" и "Дождь не идет", где одна идея есть непринужденное формальное отрицание ("не", "нет") второй. б) Содержательную (предметную) противоречивость которая имеет место в отношении с противоречивостью особенностей внутри надлежащих вещей: "Цветочек - роза" и "Цветочек - ромашка". Данная противоречивость обусловливается не по конкретно-логическим законам, а по законам формирования самих вещей. Такая противоречивость определяется не логикой, а определенными науками о соответственных объектах и явлениях. Закон призывает, чтобы там, где несовместимость самого предмета проявляется в форме конкретных несовместимостей - "Вещь есть В и не - В в то же время" - была объяснена определённым изучением и показана в формально-несогласованной форме. В противоположном случае логика не несет ответственности за погрешности в дальнейших размышлениях и выводах. 3) Закон исключенного третьего - это закон классической формальной логики, соответственно которому из двух формально несогласованных друг другу идей (идеи и ее формального отрицания, А и не - А) одна непременно обязана быть подлинной, а вторая ошибочной. С точки зрения данного закона содержательно несогласующиеся идеи могут быть в то же время ошибочными. Хотя, по закону непротиворечия, они не могут быть в то же время подлинными. Закон исходит из предположения, что любой предмет, объект могут либо иметь, либо не иметь некоторый признак: быть или не быть личностью, цветком, розой, ромашкой и др. 4) Закон достаточного основания - это правило, соответственно которому, чтобы устанавливать некую идею подлинной или ошибочной, мы обязаны владеть неким требовательным подтверждением. Под подтверждением при данном случае понимается особая операция определения соответствия идеи реальности. Так, чтобы в этот момент удостоверится, что идея "На улице светит солнце" подлинна, довольно выглянуть на улицу. В отношении подтверждения ошибочности (верности) идей, прежде всего суждений, на главном месте стоит непринужденное обращение к содержанию тех либо других вещей, явлений путем использования соответствующих способов наблюдения, измерения, опыта. Объектом логики как учения считается мышление человека. Предметом логики являются закономерно вытекающие формы, действия с ними и правила мышления. Чтобы лучше осмыслить предмет исследования логики, нужно проанализировать процесс постижения человеком окружающей действительности. Познание - процесс приобретения сведений об окружающей действительности. Существуют два пути (причины) приобретения знаний: 1)эмоциональное знание - посредством органов чувств и устройств; 2)разумное (ratio - разум) - знание посредством отвлеченного познания. В ядре материалистической теории знания заложена концепция отображения: вещи, объекты окружающей действительности действуют на органы чувств людей, принуждают функционировать всю систему передачи сообщения в мозг (а также сам мозг), вследствие чего у человека формируются образы данных предметов и явлений. Эмоциональные образы - это сведения о поверхностных свойствах, сторонах предметов и явлений (наблюдаемых, слышимых, ощутимых и т.д.). Таковы, к примеру, наши сведения о том, что «сейчас пасмурная погода»; «на моих часах ровна восемь»; «это ромашка - розовая»; «Коля стоит справа от Кости» и т. д. Эмоциональное знание проходит в трех главных формах: чувство (отображение некоторых характеристик вещей), понимание (отображение вещей в целом, это единый образ вещи) и понятие (оставшийся образ вещей). Но на этапе эмоционального знания человек не может узнать суть предметов и событий, их внутренние особенности. Как говорил Маленький Принц из повести А. де Сент-Экзюпери, «самого важного глазами не заметишь». Поэтому в подмогу органам чувств приходит ум, или отвлеченное познание, которое отражает реальность в основных и важнейших свойствах и связях. В отвлеченном мышлении познание действительности совершается не явно, а опосредованно – в отсутствии наблюдения, практики, а посредством добавочных суждений о свойствах и зависимости вещей и объектов. Одной из главных характеристик отвлеченного познания являются его взаимозависимость с языком: любая идея совершается с помощью слов и их сочетаний - «проговаривается» посредством внутренней либо внешней речи. В ходе познания человек не только отображает окружающую реальность, но может образовывать свежие мысли, абстракции, предсказать и предугадывать. Объекты и явления реальности владеют такими особенностями и отношениями, которые можно узнать непринужденно, посредством чувств и восприятий (окраски, звучания, формы, расположение и передвижение объектов в видимом пространстве), и такими качествами и отношениями, которые можно узнать только опосредованно и благодаря синтезу, т.е. с помощью мышления. Мышление - это опосредованное и синтетическое отображение реальности, тип интеллектуальной активности, содержащийся в знании сути предметов и явлений, закономерных взаимосвязей и отношений между ними. Оно определяется общностью и неделимостью с речью. Иными словами, мышление есть психический процесс познания, объединенный с началом субъективно нового знания, с решением проблем, с креативным отображением реальности. Прежде чем перейти к выявлению психологического строения мышления как гносеологического психического процесса, нужно отметить следующее. Мышление считается предметом изучения большинства дисциплин: философии, в рамках которой изучаются общие связи между мышлением и реальностью, социологии, в которой исследуется обусловленность мышления от общественной структуры общества и процесса его формирования, логики, физиологии и других наук [17]. Главными компонентами, с которыми совершается идея, являются понятия (отображение всеобщих и основных показателей каких-либо вещей и событий, суждения (нахождение взаимосвязи между предметами и событиями), умозаключения (выход из одного или нескольких суждений другого суждения), образы и понятия. Высшей ступенью познания считается мышление, при котором в форме элементов, над которыми совершаются приведенные и прочие операции, служат суждения, предложенные словом, — понятийное либи словесно-логическое мышление. Мыслительная активность постоянно сосредоточена на приобретение какого-либо итога. Человек исследует объекты, сопоставляет их, абстрагирует некоторые особенности с тем, чтобы обнаружить общее в них, чтобы выявить закономерности, регулирующие их развитием, чтобы завладеть ими. Мышление выдвигается существенным образом как решение вопросов, проблем, которые неизменно выступают перед людьми. Разрешение проблем все время обязано предоставить человеку что-то новое, новые сведения. Разыскивание решений порой бывают весьма тяжёлыми, поэтому умственная активность, в большинстве случаев, - деятельность активная, требующая сконцентрированного внимания, упорства. Более обширное практическое использование в обучении интеллектуальным действиям приобрела концепция формирования и становления умственных действий, созданная П.Я.Гальпериным. В вершину этой теории было расположено понятие о генетической взаимосвязи между внутренними умственными действиями и внешними практическими операциями. Раньше это положение получило исследование во французской психологической школе (А.Валлон) и в работах Ж.Пиаже. На нем создавали собственные теоретические и практические труды Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец и другие. Объективной материальной формой познания считается язык. Идея становится идеей и для себя и для остальных только через речь - устную и письменную. Благодаря языку, идеи людей не пропадают, а передаются в форме порядка знаний из поколения в поколение. Мышление и речь (язык) целостны. Мышление также прочно соединено и с практической деятельностью человека. Любой тип активности подразумевает продумывание, учёт обстоятельств действия, планирование, восприятие. Действуя, человек постановляет какие-либо задачи. Практическая активность — главное условие происхождения и становления мышления, а также признак верности мышления. Мышление отличается несколькими особенностями: Первая особенность мышления - его косвенный характер. То, что человек не может узнать прямо, непринуждённо, он узнаёт опосредованно, конкретно: одни свойства через вторые, незнакомое - через знакомое. Мышление всегда основывается на данные эмоционального эксперимента - чувства, понимание, образы - и на ранее обретённые абстрактные сведения. Вторая особенность мышления – его собирательность. Обобщение как знание всеобщего и немаловажного в объектах реальности возможно потому, что все особенности данных объектов объединены друг с другом. Совместное имеется и выражается лишь в единичном, в точном. С приспособительной точки зрения достоинства, которые приносит человеку мышление, содержатся также в том, что с его поддержкой он может, находясь в безвредном положении, «продумать в голове» разнообразные варианты вероятных (и невероятных) событий, которые в реальности нигде и никогда не проистекали. А также предвосхитить пришествие наиболее возможных событий, чувственно не улавливаемых в определенный период, определенном месте, и приготовиться к подходящим ответным действиям, спроектировать их и исправлять в ходе их реализации. С анализируемой точки зрения мышление, является частью нервной системы, реализует одну из главных ее функций — функцию упреждения событий. Следовательно, посредством мышления человек узнает не только настоящее, реальное, но и вероятное, он не только узнает, но и создает его. К важнейшим операциям мышления причисляют: * анализ (умственное деление целостного на доли с предстоящим их сопоставлением), синтез (соединение некоторых частей в единое, строение единого из аналитически заданных долей); * конкретизацию (использование всеобщих правил к определенному случаю, операция, противоположная обобщению), абстрагирование (вычленение тот или другой стороны или отношения явления, которое в реальности как независимое не бытует); * обобщение (умственное соединение похожих по каким-либо признакам явлений и предметов), а также сопоставление и классифицирование. В отношении того, что отдельные из этих операций соотнесения разрешено осуществлять не только с понятиями, но и с предметами и их образами, мышление содержит разнообразные уровни [20] На генном уровне более ранним уровнем считается наглядно-действенное мышление. Это уровень мышления, при котором взаимоотношения обнаруживаются путем непосредственного манипулирования точными предметами. Когда ребенок раскрывает для себя, что можно один мяч привести в перемещение, толкнув его вторым мячом, или когда плотник, используя одно бревнышко к другому, начинает соображать, что именно препятствует им лежать плотно, они используют наглядно-действенное мышление. Данный вид мышления, базирующийся на непринужденное понимание вещей в ходе действий с ними. Следовательно, хотя этот уровень определяет познание предпочтительно животным и детям раннего возраста, он имеется и в деятельности зрелых людей с их сформированным понятийным мышлением. Последующим уровнем становления мышления считается мышление образами, или наглядно-образное мышление. Присуще стихотворцам, живописцам, конструкторам, модельерам. Смысл данного мышления содержится в том, что посредством него глубже отображается многообразие особенностей объекта, совершается установка необычных сочетаний объектов и их свойств. В обычной форме это мышление появляется в дошкольном возрасте, когда дети думают образами. Побуждая к формированию образов на основе прочтенного, понимания объектов, к схематическому и символическому представлению объектов познания, педагог формирует образное мышление у учащихся. На данном этапе человек раскрывает взаимосвязи и отношения, не физически передвигая предметы, а соотносит образы одного предмета с другим. Когда человек, для того чтобы осмыслить механизм какого-нибудь автомобиля, рассматривает ее с различных сторон и, следовательно, сопоставляет ее образы, приобретенные в различных ракурсах, он оперирует образами понимания. Когда человек представляет объект и в мыслях вращает его в различных плоскостях, он манипулирует образами соображения. И в том, и в ином случае образы являются «атомами» идеи, из которых складывается ее «молекула» — связь между ними [21]. Если проблема разрешается посредством логических размышлений, то человек применяет логическое мышление.Логическое мышление - мышление, выполняемое посредством логических операций с понятиями. В психологии принято распознавать данные виды мышления: 1. По характеру задач: Теоретическое мышление - мышление на базе теоретических размышлений и выводов. Оно заключается в познании законов, правил и отображает главное в явлениях, вещах, взаимосвязях на уровне закономерностей и тенденций. Практическое мышление - познание на базе рассуждений и выводов, организованных на решении практических проблем. Главная задача подобного мышления - создание средств практического преображения реальности: разработка цели, плана. 2. По степени новизны и уникальности: Репродуктивное мышление - познание на базе образов и понятий, позаимствованных из каких-то обусловленных причин. Продуктивное мышление – познание на базе креативного фантазирования. 3. По степени развернутости: Дискурсивное (аналитическое) мышление - познание, опосредованное закономерностью размышлений, а не перцепция. Аналитическое мышление имеет ярко сформулированные этапы, показано в разуме думающего человека. Интуитивное мышление – основывается на конкретных эмоциональных восприятиях и конкретного отображения влияний объектов и явлений действительности. Интуитивное мышление определяется скоростью протекания, отсутствием ясно выявленных этапов, считается мало осмысленным. Наивысший по уровню становления вид мышления человека – логическое мышление, начинающееся только в конце дошкольного возраста и улучшающийся на протяжении всего существования не только у отдельно взятого человека, но и всего населения земли. При логическом мышлении, руководствуясь логическими суждениями, субъект имеет возможность узнавать значительные закономерности и ненаблюдаемые связи исследуемой действительности. Р. Декарт заявил такую идею: "Я мыслю, значит, я существую". Данными словами философ выделяет главную роль в психической активности мышления, и именно логического. Этот тип мышления определяется несколькими особенностями. Во-первых, это мышление имеет дело с суждениями об объектах и явлениях, а не с самими объектами и явлениями или их представлениями. Во-вторых, данный вид познания целиком проходит во внутреннем, интеллектуальном плане. В-третьих, для него не является непременной опора на наглядно воспринимаемые условия. Нередко, напротив, для того чтобы применить тот либо прочий тип мышления, человек обязан отвлечься от понимания реальных условий. В-четвертых, данное мышление определяется по установленным правилам, точное соблюдение которых приводит к подлинным выводам или верным постановлениям дискуссируемых задач. В качестве таких правил нередко выдвигаются знакомые правила логики познания. Долгое время логическое мышление было единым видом познания, наличие которого распознавалось у человека. Данный обычай сформировался еще в древние времена, закрепилась в XVII в. и как постоянная сохранялась до конца XIX в. Логическим считают такое мышление, которое хорошо постигается как процесс, а также может быть обосновано и опробовано с точки зрения его верности или ложности путем сопоставления включенных в него действий с знакомыми правилами логики. Верность такого мышления постоянно можно проверить, а правильность выводов обоснованно доказать или подтвердить, следуя правильным логическим правилам. Наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление определяются как стадии становления мышления в филогенезе и онтогенезе. Педагогические аспекты становления логического мышления в образовательном процессе школьников нашли отображение в работах Ю.К. Бабанского, И.А. Барташниковой, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Е.Н. Кабановой-Меллер, В.Ф. Паламарчук и других. В педагогических трудах этих и иных авторов проанализированы проблемы связи логического мышления и креативного саморазвития младших школьников, способы и технологии становления логического мышления, усвоение логических операций школьниками, их взаимосвязь с интеллектуальным становлением ребенка, проверка логического мышления. О.К.Тихомиров в собственной “Психологии мышления” описывает логическое мышление как “размышляющее, теоретическое мышление”, “определяющееся применением суждений, логических систем, имеющихся на базе языка, языковых средств”. Оно четко сформулировано этапами, в значимой степени показано в разуме думающего человека. Логическое мышление, по взгляду А.А.Люблинской, раскрывается, прежде всего, в протекании самого умственного процесса. В отличие от практического, логическое мышление реализуется только словесным путем. Человек способен размышлять, анализировать и определять нужные взаимосвязи в мыслях, отбирать и использовать к предоставленной ему определенной задаче знакомые ему подходящие правила, способы, воздействия. Он способен сопоставлять и определять искомые взаимосвязи, соединять разное и распознавать схожее, и все это осуществляется только с помощью интеллектуальных действий. Как замечают инновационные изучения, целенаправленный труд по развитию логического мышления младших школьников должен иметь комплексный характер (Е. В. Веселовская, Е. Е.Останина, А. А. Столяр, Л. М. Фридман, и др.). Первоначальные логические приемы мышления считаются важными компонентами изучения научных понятий. Необходимость развития логических приемов мышления анализировалась в трудах Г. П. Антоновой, Н. Б. Истоминой, Л. И. Румянцевой, Н. Ф.Талызиной, и др. Логика способствует нахождению обоснования многим ситуациям и явлениям, сознательно расценивать факты, компетентно выстраивать свои мысли. Способность логично размышлять – не врожденная черта личности. Умение мыслить логически формируется на протяжении всей жизни. Логическое мышление, как и всякий навык, нужно всегда упражнять и приступать необходимо на раннем детском возрасте. Работа по становлению логического мышления младших школьников станет действенной, если она сознательно организована. Встречается ряд педагогических трудов (Ш. А. Амонашвили, А. В. Белошистая, В. В. Давыдов, М. Монтессори, и др.) подтверждающих, что при организации регулярного педагогического влияния на развитие логического мышления, соответственные умственные операции могут быть выработаны у младшего школьни. Логическое мышление позволяет индивидам разбирать, сравнивать явления, предметы, условия, объекты, оценивая их сразу с различных позиций.Именно логическое мышление разрешает получать верные выводы, распределять существенное, обнаруживать взаимосвязи, извлекать зависимости и делать выводы. 1.2.РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ. Становление мышления ребенка проистекает постепенно. Первоначально оно в большой степени обусловливаться формированием оперирования вещами. Манипулирование, которое сначала не имеет сознательности, далее начинает обусловливаться объектом, на который оно ориентировано, и получает сознательный характер. Становление мышления ребенка реализуется в его предметной деятельности и общении. Вопросы становления детского мышления исследовались в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, Ж.Пиаже, и др. психологов. Над изучением детской психологии мышления долгое время работал швейцарский психолог Жан Пиаже (Piaget J., 1966). Он анализировал формирование познания как спонтанный, закономерно происходящий переход от внешних воздействий к внутренним умственным действиям. В работах Ж. Пиаже и его психологическом направлении отображена качественная неповторимость детского мышления, особенная детская логика, отличающаяся от взрослой. Мышление понемногу изменяет собственный характер по мере взросления малыша. В наиболее раннем возрасте ребенок обязан двигательно осуществлять любую операцию, чтобы разрешить стоящие перед ним проблемы. В данный период операции его еще предельно развернуты, они содержат немало заметных компонентов. Поначалу малыш узнает мир в действиях, далее - в образах, далее у него создается символическое суждение о реальности через речь и отвлеченное мышление. Ж. Пиаже выдвигает четыре стадии познавательного развития детей. Стадии – это ступени, или уровни, становления, поочередно меняющие друг друга. На любом уровне достигается сравнительно устойчивое равновесие, которое далее опять нарушается. Процесс становления разума выступает как замена трех крупных периодов, в течение которых совершается формирование трех основных умственных структур. Вначале создаются сенсомоторные структуры – системы поочередно исполняемых материальных операций. Далее появляются структуры определенных операций – системы действий, осуществляемых в уме, но с опорой на внешние, иллюстративные данные. Еще позднее совершается формирование формально-логических действий. 1. Стадия сенсомоторных действий (сенсомоторный разум) - операции с определенным, эмоционально воспринимаемым материалом: вещами, их представлениями, линиями, фигурами различной формы, размеры и краски. Данная стадия длится у детей до 2 лет и независима от обращения языком; пропадают соображения. Все поведение и умственные действия ребенка сконцентрированы на координации понимании и движении (отсюда наименование «сенсомоторный»), происходит становление «сенсомоторныхсхем» объектов, вырабатываются первые навыки, и определяется постоянство восприятия. Разум – метод приспособления к окружающей действительности, метод решения биологически важных задач – выживание. 2. Стадия дооперационального разума (2-7 лет) – определяется выработанной речью, соображениями, интериоризацией операции в мысль (операция заменяется каким-либо символом: словом, образом). Если раньше ребенок совершал разные внешние операции, чтобы достигнуть цели, то сейчас он уже способен сочетать схемы операций в разуме и внезапно подходить к верному решению. Данную стадию становления разума именуют репрезентативным разумом - познание посредством представлений. Что замещается Чем замещается действительный предмет (медведь) образ («как бы медведь») человек, ребенок игрушка (мячик) действительный предмет, сведение слово Сформировывается рисование, речь. Ребенок способен изобразить всякую вещь, явление посредством речи. Возникает условная игра. Символизм – присутствие заменяющей функции: один объект замещает иной. Формируется память, хорошо выработано воображение. Специфические черты данной стадии формирования мышления: Анимизм – проецирует осознание собственных особенностей (например., я – живой, значит все живые) на прочих и на предметы: «Автобусы перемещаются, оттого что они живые»; Подвижность для ребенка – аспект одушевленности. Присоединяет намерения всему, что может перемещаться. Артификализм – полагает, что все произведено руками человека, в том числе и он сам; «Месяц и астероиды на небе развесили астронавты»; Реализм – ребенок считается заложником собственн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: